Блог онлайн-школы "Навыки будущего"

Логистика на маркетплейсах: Как распределение по складам влияет на продажи?


Логистика – это важная составляющая работы с маркетплейсом. Важная не только как графа расходов, но и как фактор, влияющий на продажи. Каким образом логистика оказывает влияние на продажи и как использовать ее для того, чтобы оптимизировать работу своего магазина?

Если вы работаете с большими партиями товара, для вас гораздо выгоднее пользоваться моделью FBO.
FBO (Fulfillment By Operator) или фулфилмент со склада оператора – это схема работы, при которой товар хранится на складе маркетплейса и оттуда же отправляется к покупателю.
При работе с FBO, нужно выбрать склад, на который вы отгружаете товар. На что это влияет?

Во-первых, на скорость доставки. Т.е. если вы отгружаете товар на склад в Московской области, на доставку внутри области будет уходить всего 1 день. Москва и Московская область – это отдельный кластер.

У Вайлдберриз и Озон различные границы географических кластеров, на ВБ они называются по-другому: “Зоны покрытия складов”, но суть та же самая.

Скорость доставки влияет на ранжирование вашего товара в поисковой выдаче для пользователей конкретного региона. К примеру, товар отгружен на складе в Казани, на Озоне Казань входит в кластер “Поволжье”. Для пользователей из поволжья доставка товара будет составлять 1 день, а значит карточка этого товара будет ранжироваться достаточно высоко, а вот для пользователей из Новосибирска картина будет другая.

Место товара в поисковой выдаче будет гораздо ниже, ведь доставка до Новосибирска будет составлять уже не 1 день, а 2-3 или больше.
Таким образом, отгружая товар на несколько различных складов в различных регионах, вы покрываете большую территорию, где ваш товар будет доставляться быстро. Благодаря этому его место в поисковой выдаче для пользователей этих регионов повышается, а значит видеть и заказывать товар будет большее количество людей.
На маркетплейсе KazanExpress политика другая. Все товары отгружаются на центральный логистический центр, откуда доставка до большинства крупных городов центральной части России составляет всего 1 день. Эта черта является визитной карточкой маркетплейса.

Ozon и Wildberries имеют большее количество складов в различных регионах. Маркетплейсам выгоднее привозить товар к покупателю с ближайшего к нему склада. Именно поэтому Озон ввел новое понятие – индекс локализации.
Индекс локализации – это число, которое показывает отношение локальных заказов к общему числу заказов. Локальные заказы – это заказы, которые доставляется в тот же кластер, где находится склад.
Грубо говоря вы продали со склада в москве 1000 товаров. 600 товар доставили в Москву и Московскую область, 400 товаров – в другие регионы. 600 заказов из тысячи являются локальными, индекс локализации составляет 60%.

Узнать индекс локализации можно в разделе “Аналитика”, “География продаж”.

На что он влияет?

В первую очередь индекс локализации оказывает влияние на стоимость логистики. Чем он ниже, тем больше комиссия Озона. Если индекс локализации составляет 55-70%, стоимость доставки стандартная. Если выше 70% – стоимость логистики составит 50% от стандартной, а если ниже 55% – стоимость повышается.

Для Озона такая политика выгодна, ведь затраты на доставку компенсируются в больше объеме. А вот поставщикам придется позаботиться о том, чтобы отгрузить товар на большее количество складов, чтобы избежать лишних трат на комиссию при продаже.

По сути, стоимость доставки на другой склад может превосходить затраты на логистику с основного склада, что, вроде как, нерентабельно. Но, как мы уже говорили, отгрузка на локальные склады повышает место товара в поисковой выдаче, а значит растет выручка и оборот. В таком случае отгрузка на дополнительные склады может окупиться.

А что насчет Wildberries?

На “Фиолетовом маркетплейсе” ситуация отличается. Стоимость логистики зависит от склада, на который вы отгружаете товар.

Вот актуальная на июнь 2023 года таблица, характеризующая стоимость логистики при отгрузке на различные склады
На Вайлдберриз также существует дополнительная комиссия за логистику, называется она коэффициентом логистики и хранения, но от склада, на который отгружается товар, это показатель не зависит.

Его значение формируется исходя из качества работы поставщика по системе FBO. Если фактические вес и габариты упаковки не соответствуют заявленным, комиссия на транспортировку и хранение товара увеличивается.

Подводим итоги:

Распределение поставок товара по регионам позволяет увеличить выручку за счет роста числа продаж, происходит это из-за уменьшения срока доставки и поднятия карточки в поисковой выдаче. Однако перед отправкой следует заранее рассчитать, окупится ли распределение по складам за счет увеличения оборота.

Если вы хотите начать свой бизнес на маркетплейсах или повысить эффективность работы уже функционирующего магазина, можете пройти наш курс: “Менеджер маркетплейсов”.

Основной упор в курсе делается на практику. На период обучения Вам предоставляется доступ в личный кабинет продавца, где можно сразу применить полученные знания и отработать свои навыки.

А после прохождения курса у Вас уже будет качественное портфолио, которое покажет работодателю, что Вы знаете свое дело и сможете принести ему пользу.

Автор курса - Елена Гурзова. Продает на маркетплейсах уже 4 года, зарабатывает по 60 млн рублей в год и может рассказать Вам о всех деталях и аспектах работы менеджером маркетплейсов.

На курсе Вы узнаете, как работать с самыми популярными маркетплейсами: Wildberries, Озон, Яндекс.Маркет. Научитесь создавать продающие карточки товаров, узнаете все о логистике, ценах, рекламе и продвижении магазина. Поймете, как быстро найти работодателя и трудоустроиться еще во время прохождения курса.

Хотите получить востребованную онлайн-профессию и начать зарабатывать удаленно? Тогда переходите по ссылке, чтобы узнать о курсе подробнее.
Маркетплейсы