Блог онлайн-школы "Навыки будущего"

Сертификация товаров для маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Какие товары нужно сертифицировать?


Чем выше продажи на маркетплейсах, тем жестче контролируется этот бизнес государством. А значит тем, кто хочет открыть магазин на Озоне или Вайлдберриз, следует изучить все нормы и правила работы с площадками.

Одним из важнейших пунктов, которые требуют обязательного выполнения – сертификация товаров.

Зачем нужна сертификация?

Сертификация товаров – это гарантия безопасности и качества. Согласно закону о защите прав потребителей, продаваемая продукция должна быть безопасной и качественной, чтобы исключить возможность нанесения вреда здоровью покупателя.

Маркетплейсы не отвечают за качество товаров, продаваемых селлерами, но чтобы избежать проблем, они вводят обязательные требования, которые продавцы должны соблюдать. Иначе их товар продаваться не будет. Т.е. товары, которые теоретически могут нанести вред, обязательно должны быть сертифицированы.

Конечно, это касается не всех товаров.

Какие товары подлежат сертификации?

Определить, подлежит ли товар сертификации можно двумя способами:

1) Самостоятельно

Идентифицировать товар согласно существующим регламентам. Для этого вы можете воспользоваться:

  • ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) – классификатор товаров, который используется декларантами и таможенными инспекторами при проведении таможенных операций.
  • ОКПД2 (Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности)

Если ваша продукция подходит сразу под несколько технических регламентов, вы можете выбрать, какой разрешающий документ на нее оформить.

2) В сертификационном центре

Предоставьте товар профессионалам, которые точно классифицируют товар согласно всем требованиям и законодательству.

На какие товары сертификация не нужна?

На самом деле список довольно большой, но выделить можно несколько основных категорий товаров, которые практически никогда не подлежат обязательной сертификации. Обратите внимание, это только самые популярные товары:

  • Зонты
  • Садовое оборудование (некоторые виды)
  • Аксессуары для волос
  • Елочные игрушки
  • Сувенирная продукция. Не пищевая.
  • Зеркала

Виды документов, которые могут запросить маркетплейсы:

Сертификат соответствия – сертификат, который подтверждает качество продукции. Выдается на специальном бланке. Кстати, по этому документу ответственность делится пополам между продавцом и органом, который проводил сертификацию

Декларация соответствия – этот документ аналогичного смысла, вот только ответственность полностью принимает на себя поставщик. А выдается декларация на обычном листе А4

Информационное письмо. Чаще этот документ называется отказным письмом. По сути, это документ, подтверждающий, что товар не подлежит обязательной сертификации. Получить его можно после того, как сертификационный центр проведет классификацию вашего товара.

Кстати, выбирать между декларацией и сертификатом соответствия вы не можете. Тип документа определяется согласно регламенту и типу товара.

Что будет, если нет сертификации?

Самые частые санкции, которые вводят маркетплейсы – это приостановка деятельности магазина с блокировкой на некоторый срок, например 90 дней. Кроме того, товар может быть изъят из оборота, а селлер может получить приличный штраф в размере до 300 тыс. рублей.

Иногда бывает выгоднее протестировать товары без оформления документации, чем сертифицировать каждый из них. Здесь нужно оценивать риски и целесообразность. Возможно, затраты на сертификацию окажутся больше, чем размер штрафа в случае проверки.

Но не стоит забывать, что после блокировки магазина карточка пропадает из поисковой выдачи, а вы перестаете получать прибыль.

Сертификация товаров собственного производства

Для оформления сертификата необходимо обратиться в сертификационный центр. После проведения экспертизы производитель получит официальный ответ и разрешительные документы.

А для оформления декларации необходимо перейти на сайт Росаккредитации, провести лабораторные исследования, оформить усиленную ЭЦП и выгрузить на сайт все необходимые документы. После этого вы получите декларацию.

Сколько это стоит?

Стоимость зависит от выбранного сертификационного центра. Стоимость отказного письма начинает в среднем от 3000 ₽. На сертификаты и декларации может уйти гораздо большая сумма, поэтому начинающим селлерам следует для начала оценить целесообразность данного мероприятия.

Можно ли сделать все дистанционно?

Сертификацию товара можно провести дистанционно, без непосредственного посещения сертификационного центра. Однако это касается далеко не всех товаров.

Существуют товары, которые принадлежат к категории “повышенной опасности”. Это говорит о том, что контроль над их продажей должен быть особенно тщательным.

В таких случаях эксперт должен самостоятельно посетить производство для проведения экспертизы. Это обычно происходит с автозапчастями. Такие же требования накладываются на одежду, но на деле одежда просто отправляется в лабораторию.

Если вы продаете товары от стороннего производителя, вы может запросить документы соответствия у него, что сильно облегчит вам жизнь.

А вот если у вас имеется отказное письмо, то никому никуда ехать не нужно. Все документы оформляются в дистанционном формате.

Подводим итоги:

Сертификация товаров для продажи на маркетплейсах – необходимое условие, которое вы обязаны соблюдать. Пренебречь сертификацией вы можете по своему усмотрению, если это имеет экономическую выгоду в случае наложения санкций. Обычно на предоставление документов дается 3 дня.

Решать только вам
Маркетплейсы