Блог онлайн-школы "Навыки будущего"

В чем сила аналитики на маркетплейсах и почему без нее никак


Одна из самых распространенных ошибок, которую допускают многие селлеры в своем бизнесе - недостаточное внимание к аналитике.

В принципе, многие продавцы, которые только собираются выходить на маркетплейс со своим товаром и не имеют опыта в это бизнесе, зачастую выбирают первый товар неправильно.

Они ориентируются на свою симпатию к тому или иному товару. Такой подход мог работать 4-5 лет назад, но сейчас – это прямой путь к провалу. Руководствоваться принципом нравится/не нравится в выборе товара ни в коем случае нельзя.

Для выбора товара необходимо глубоко проанализировать рынок, чтобы определить, какие товары действительно пользуются спросом, реально ли обойти конкурентов в той или иной категории. Нужно понимать, сможете ли Вы вообще продавать в выбранной нише с Вашим размером вложений, или лучше выбрать что-то другое.

А если Вы берете кредит на закупку товара? Нужно точно знать, с какой скоростью товар будет продаваться, чтобы понимать, сможете ли Вы выплачивать ежемесячный платеж из приходящей выручки с продаж.

Но даже многие опытные селлеры используют аналитику только на начальных этапах, чтобы правильно выбрать нишу и товар, который будет хорошо продаваться, а потом успокаиваются и вообще забывают о существовании этого инструмента. Само собой, аналитика просто необходима при выборе товара, но это не значит, что потом она становится не нужна.

Аналитика позволяет понять, насколько вообще выгодна та тема, которой Вы так усердно занимаетесь.

Аналитика внешняя и внутренняя:

Внешняя аналитика - это анализ работы конкурентов. Сервисы аналитики маркетплейсов позволяют оценить, сколько товаров продаются за определенный срок в той или иной нише, какой оборот делают Ваши прямые конкуренты, в какие дни продается больше товара, как изменяются общие продажи в категории.

Можно посмотреть, за счет чего тот или иной продавец продает больше. В чем его отличие от других конкурентов и от Вас. Дело может быть в карточке товара, в цене, в рекламе.

Аналитика позволяет выявить успехи или неудачи конкурентов, а Вы можете на основе этих данных принять грамотное решение по управлению собственным магазином. Взять самое лучшее, а ошибки исключить.

Второй тип аналитики - внутренняя. Как можно догадаться, она направлена на аналитику собственного бизнеса. И это не менее важно, чем следить за конкурентами.

Внутренняя аналитика позволяет оценить продажи ваших товаров.

Допустим в ассортименте Вашего магазина 100 товаров, заколки для волос продаются лучше всего, а чехлы на айфон вообще почти не продаются. Сервисы аналитики позволят отследить статистику и выяснить, в чем причина этой ситуации.

После проведения анализа можно решить, какого товара нужно еще докупить, а от какого стоит полностью отказаться, потому что он вообще не приносит прибыли.
Аналитика позволяет выявить не только нерентабельные товары, но и нерентабельную аудиторию. Например, Вы запускаете рекламу в определенной категории, но она почти никак не влияет на объем продаж, а доля рекламных расходов увеличивается.
Нужно понять, в чем дело. Виновата сама реклама, или просто в выбранной категории обычно покупают люди, которые совсем не заинтересованы в Вашем товаре.

Серьезные платные сервисы для аналитики на маркетплейсах типа HunterSales, MPStats и других позволяют сразу просчитать рентабельность нового товара, или того, что уже продается.

Подробнее о сервисах аналитик рассказали в статье:

Система также поможет рассчитать, когда стоит докупить новую партию товара, если он заканчивается на складах, чтобы не остаться без товара и без продаж.

Кто вообще занимается аналитикой?

На самом деле, кто угодно. Аналитикой может заниматься сам предприниматель, либо менеджер маркетплейса. Но если селлер хочет получить грамотную и профессиональную аналитику, не хочет сам разбираться с сервисами и инструментами, то он скорее всего обратится к узкому специалисту.

Специалистами в этой сфере являются менеджеры-аналитики. Профессия сама по себе очень востребована, т.к. качественная аналитика необходима как для крупных поставщиков, так и для средних. А услуги аналитика стоят достаточно дорого, т.к. даже работа с лучшими сервисами анализа.

Подробнее о том, чем занимается аналитик-маркетолог, и как можно получить эту профессию рассказываем в статье:
Маркетплейсы